ЗАГС

 

Государственная регистрация актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации, производится дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации за границей в соответствии с Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации, утвержденным приказом МИД России от 29 июня 2012 года № 10490 и зарегистрированным в Минюсте России 31 августа 2012 г. № 25341.

При утрате свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния, выданного в консульском учреждении, по заявлению граждан выдается повторное свидетельство о регистрации акта гражданского состояния на основании хранящегося в течение календарного года в консульском учреждении первого экземпляра соответствующей актовой записи.

В том случае, если записи актов гражданского состояния уже высланы в Объединенный архив Управления ЗАГС Правительства г.Москвы (101100, Москва, Малый Харитоньевский пер., 10) и Архив Управления ЗАГС Администрации Московской области (125438, Москва, ул. Онежская. 13), заявитель, находящийся за рубежом вправе истребовать повторное свидетельство о регистрации акта гражданского состояния в порядке, установленном для истребования документов из Российской Федерации по дипломатическим каналам. Если заявитель находится на территории России, то он вправе самостоятельно обратиться в Объединённый архив Управления ЗАГС Правительства г.Москвы.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии со статьёй 13 Федерального закона Российской Федерации "Об актах гражданского состояния" от 15.11.1997 г. № 143-ФЗ документы, выданные компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, признаются действительными в Российской Федерации при наличии их легализации, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

Государственная регистрация актов гражданского состояния в консульском отделе Посольства России производится только в отношении лиц, состоящих в гражданстве Российской Федерации.

 

Государственная услуга по государственной регистрации актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации включает в себя

 

Наименование государственной услуги

Круг заявителей

Результат предоставления государственной услуги

1

государственная регистрация рождения;

граждане Российской Федерации, проживающие за пределами Российской Федерации;

выдача свидетельства о государственной регистрации рождения;

2

государственная регистрация заключения брака;

выдача свидетельства о государственной регистрации заключения брака;

3

государственная регистрация расторжения брака;

выдача свидетельства о государственной регистрации расторжения брака;

4

государственная регистрация усыновления (удочерения);

выдача свидетельства о государственной регистрации усыновления (удочерения);

5

государственная регистрация установления отцовства;

выдача свидетельства о государственной регистрации установления отцовства;

6

государственная регистрация перемены имени;

выдача свидетельства о государственной регистрации перемены имени;

7

государственная регистрация смерти;

выдача свидетельства о государственной регистрации смерти;

8

принятие решений о внесении исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, составленные на территории Российской Федерации;

граждане Российской Федерации, проживающие за пределами Российской Федерации;

иностранные граждане и лица без гражданства

внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, находящиеся на хранении на территории Российской Федерации;
выдача свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния после внесения изменений (исправлений);

9

внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, находящиеся на хранении в консульском учреждении;

граждане Российской Федерации, проживающие за пределами Российской Федерации;

внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, находящиеся на хранении в консульском учреждении;

10

выдача повторных свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния и иных документов, подтверждающих факты государственной регистрации актов гражданского состояния на основании находящихся на хранении в консульском учреждении записей актов гражданского состояния

граждане Российской Федерации, проживающие за пределами Российской Федерации;

выдача повторных свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния

 

Срок предоставления государственной услуги, срок приостановления предоставления государственной услуги, срок выдачи (направления) документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги

Государственная услуга

Срок предоставления государственной услуги

Государственная регистрация рождения

производится в день представления в консульское учреждение всех оформленных надлежащим образом документов, предусмотренных пунктом 30 Административного регламента.

Государственная регистрация заключения брака

производится по истечении месяца со дня представления в консульское учреждение всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных пунктом 33 Административного регламента, в том числе: заполненное Заявление о заключении брака (Word), паспорта вступающих в брак граждан России, свидетельство о расторжении брака (если состояли ранее), кваитанцию об оплате консульского сбора за регистрацию заключения брака в размере 1650 рублей (скачать).

По совместному заявлению лиц, вступающих в брак при наличии уважительных причин.

срок может быть изменен руководителем консульского учреждения:

уменьшен (брак заключается до истечения месяца),
увеличен, но не более чем на месяц.

При наличии особых обстоятельств: - беременности,
- рождения ребенка,
- непосредственной угрозы жизни одной из сторон
- других особых обстоятельств

брак может быть заключен в день подачи заявления.

Государственная регистрация расторжения брака

 

по взаимному согласию супругов, не имеющих общих детей, не достигших совершеннолетия,

производится по истечении месяца со дня подачи супругами в консульское учреждение совместного заявления (заявлений) о расторжении брака.

по заявлению одного из супругов

производится в его присутствии по истечении месяца со дня подачи в консульское учреждение заявления о расторжении брака.

на основании решения суда о расторжении брака

производится в день обращения заявителя в консульское учреждение при условии представления всех оформленных надлежащим образом документов, предусмотренных пунктом 35.3 Административного регламента. В случае если представленные заявителем документы требуют проведения дополнительной проверки, срок предоставления государственной услуги не должен превышать 10 дней.

Государственная регистрация усыновления (удочерения)

производится в день обращения заявителя в консульское учреждение при условии представления всех оформленных надлежащим образом документов, предусмотренных пунктом 36 Административного регламента. В случае если представленные заявителем документы требуют проведения дополнительной проверки, срок предоставления государственной услуги не должен превышать 10 дней.

Государственная регистрация установления отцовства

производится в день обращения заявителя в консульское учреждение при условии представления всех оформленных надлежащим образом документов, предусмотренных пунктом 38 Административного регламента.

В случае если представленные заявителем документы требуют проведения дополнительной проверки, срок предоставления государственной услуги не должен превышать 10 дней.

Государственная регистрация перемены имени

производится в месячный срок со дня его подачи.

При наличии уважительных причин (неполучение копий записей актов гражданского состояния, в которые необходимо внести изменения, и других) срок рассмотрения может быть увеличен руководителем консульского учреждения, но не более чем на 2 месяца.

В случае необходимости восстановления или изменения записи акта гражданского состояния срок, установленный для рассмотрения заявления о перемене имени, приостанавливается до решения вопроса о восстановлении либо об исправлении или изменении записи акта гражданского состояния.

Государственная регистрация смерти

производится в день представления заявителем в консульское учреждение заявления о смерти и всех оформленных надлежащим образом документов, предусмотренных пунктом 44 Административного регламента.

Заявление о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния, находящуюся на хранении в консульском учреждении

производится в месячный срок со дня поступления заявления.

При наличии уважительных причин (неполучение копий записей актов гражданского состояния, подтверждающих основание для внесения исправления или изменения) срок рассмотрения заявления может быть увеличен не более чем на два месяца руководителем консульского учреждения.

Решение о внесении исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, составленные на территории Российской Федерации

принимается в месячный срок со дня поступления заявления.

При наличии уважительных причин (неполучение копий записей актов гражданского состояния, в которые необходимо внести изменения, и других) срок рассмотрения заявления может быть увеличен не более чем на два месяца руководителем консульского учреждения.

Повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния и иные документы, подтверждающие факты государственной регистрации актов гражданского состояния, выдаются на основании находящихся в консульском учреждении на хранении записей актов гражданского состояния

производится в день обращения

в случае, если заявитель обратился в консульское учреждение лично.

высылаются в течение 15 рабочих дней

с момента поступления запроса в консульское учреждение по указанному заявителем адресу в случае, если заявитель обратился в консульское учреждение с запросом в письменной форме.

 

Перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги

1) отсутствие хотя бы одного из документов, необходимых для предоставления государственной услуги;

2) документы, выданные компетентными органами иностранных государств и предъявленные для государственной регистрации актов гражданского состояния, не соответствуют требованиям, предъявляемым к таким документам законодательством Российской Федерации;

3) заявление о регистрации акта гражданского состояния заполнено не полностью.

 

Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги

Государственная услуга

приостановление предоставления государственной услуги

отказ в предоставлении государственной услуги

регистрации рождения

не имеется.

- государственная регистрация противоречит Закону;
- представленные в соответствии с Законом документы не соответствуют требованиям, предъявляемым к ним Законом и иными нормативными правовыми актами.

регистрация заключения брака

не имеется.

- хотя бы одно лицо из желающих заключить брак уже состоит в другом зарегистрированном браке;
- лица, желающие заключить брак, являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);
- лица, желающие заключить брак, являются усыновителями и усыновленными;
- хотя бы одно лицо из желающих заключить брак признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

регистрация расторжения брака

не имеется.

- государственная регистрация противоречит Закону;
- представленные в соответствии с Законом документы не соответствуют требованиям, предъявляемым к ним Законом и иными нормативными правовыми актами.

регистрация усыновления (удочерения)

не имеется.

регистрация установления отцовства

не имеется.

регистрация смерти

не имеется.

регистрация перемены имени

- утрата записи акта гражданского состояния, в которую необходимо внести изменения в связи с переменой имени.
В этом случае государственная регистрация перемены имени производится только после восстановления утраченной записи в порядке, установленном Законом для восстановления записей актов гражданского состояния;
- имеются несоответствия сведений в представленных одновременно с заявлением о перемене имени документах и поступивших копиях записей актов гражданского состояния.
Такие несоответствия должны быть устранены в порядке, установленном главой 9 Закона для внесения исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния.

принятию решений о внесении исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, составленные на территории Российской Федерации

не имеется.

внесению исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, находящихся на хранении в консульском учреждении

не имеется.

выдаче повторных свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния и иных документов, подтверждающих факты государственной регистрации актов гражданского состояния на основании находящихся на хранении в консульском учреждении записей актов гражданского состояния

не имеется.

- родителям (одному из родителей) ребенка, в отношении которого они лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, (свидетельство о рождении ребенка);
- лицам, расторгнувшим брак, и лицам, брак которых признан недействительным, (свидетельство о заключении брака).
По просьбе указанных лиц им выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка или заключения брака.

 

По требованию заявителя, которому отказано в предоставлении государственной услуги, руководитель консульского учреждения обязан сообщить ему причины отказа в письменной форме.

Формы бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния, утверждены

Постановлением Правительства Российской Федерацией от 31 октября 1998 г. N 1274
Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния.

 

Ответы на часто задаваемые вопросы

 

1. Куда следует обращаться российскому гражданину за справкой о рождении (смерти), необходимой для получения предусмотренного законодательством Российской Федерации единовременного пособия, если рождение (смерть) зарегистрировано (зарегистрирована) в консульском учреждении Российской Федерации?

Справки установленного образца о рождении (смерти) выдаются в консульском учреждении Российской Федерации или в консульском отделе дипломатического представительства Российской Федерации при государственной регистрации рождения (смерти).

2. Куда следует обращаться российскому гражданину за справкой о рождении (смерти), необходимой для получения предусмотренного законодательством Российской Федерации единовременного пособия, если рождение (смерть) зарегистрировано (зарегистрирована) в компетентном органе иностранного государства?

Если регистрация рождения или смерти произведена в компетентных органах иностранного государства, то для получения соответствующего пособия на территории Российской Федерации необходимо представить документ о регистрации акта гражданского состояния, выданный компетентным органом иностранного государства, который должен быть легализован в установленном порядке, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

3. Какие документы являются основанием для государственной регистрации рождения ребенка в консульском учреждении Российской Федерации, если родители являются гражданами Российской Федерации?

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 15.11.1997 г. № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" необходимо представить один из документов, являющийся основанием для государственной регистрации рождения:

- документ установленной формы о рождении, выданный медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, в которой происходили роды;

- документ установленной формы о рождении, выданный медицинской организацией, врач которой оказывал медицинскую помощь при родах или в которую обратилась мать после родов, либо выданный лицом, занимающимся частной медицинской практикой и принимавший роды вне медицинской организации;

- заявление лица, присутствовавшего во время родов, о рождении ребенка (при родах вне медицинской организации и без оказания медицинской помощи).

4. Признается ли в России свидетельство о рождении (о заключении брака), выданное компетентными органами иностранного государства?

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 15.11.1997 г. № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" документы, выданные компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, признаются действительными в Российской Федерации при наличии их легализации, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

5. Можно ли при регистрации рождения ребенка в консульском учреждении Российской Федерации записать его фамилию двойной, если его родители имеют разные фамилии?

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 18 Федерального закона от 15.11.1997 г. № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" при государственной регистрации рождения фамилия ребенка записывается по фамилии его родителей. При разных фамилиях родителей фамилия ребенка записывается по фамилии отца или по фамилии матери по соглашению родителей.

6. Может ли мать-одиночка вписать сведения об отце в свидетельство о рождении ребенка при регистрации рождения в российских консульских учреждениях?

В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 15.11.1997 г. № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" в случае, если родители ребенка не состоят в браке между собой, сведения об отце ребенка могут быть внесены:

- на основании записи акта об установлении отцовства в случае, если отцовство устанавливается и регистрируется одновременно с государственной регистрацией рождения ребенка;

- по заявлению матери ребенка, в случае если отцовство не установлено. Фамилия отца ребенка записывается по фамилии матери, имя и отчество отца ребенка - по ее указанию. Внесенные сведения не являются препятствием для решения вопроса об установлении отцовства. По желанию матери сведения об отце ребенка в запись акта о рождении ребенка могут не вноситься.

7. Как зарегистрировать в российских консульских учреждениях рождение ребенка в возрасте одного года и более?

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 15.11.1997 г. № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" государственная регистрация рождения ребенка, достигшего возраста одного года и более, при наличии документа установленной формы о рождении, выданного медицинской организацией или частнопрактикующим врачом, производится по заявлению родителей (одного из родителей) или иных заинтересованных лиц, а по достижении ребенком совершеннолетия государственная регистрация его рождения производится по заявлению самого ребенка.

8. Может ли заявление о заключении брака в консульском учреждении Российской Федерации подать один из вступающих в брак?

В соответствии с пунктом 2 статьи 26 Федерального закона от 15.11.1997 г. № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", в случае если одно из лиц, вступающих в брак, не имеет возможности явиться в орган записи актов гражданского состояния для подачи совместного заявления, волеизъявление лиц, вступающих в брак, может быть оформлено отдельными заявлениями. Подпись заявления лица, не имеющего возможности явиться в орган записи актов гражданского состояния, должна быть нотариально удостоверена.

9. Возможна ли регистрация брака в отсутствие одного из вступающих в брак при наличии уважительных причин?

Нет, поскольку в соответствии с пунктом 6 статьи 27 Федерального закона от 15.11.1997 г. № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", в случае если лица, вступающие в брак (одно из лиц), не могут явиться в орган записи актов гражданского состояния вследствие тяжелой болезни или по другой уважительной причине, государственная регистрация заключения брака может быть произведена на дому, в медицинской или иной организации в присутствии лиц, вступающих в брак.

10. Может ли быть сокращен предусмотренный законодательством срок на регистрацию расторжения брака в случае подачи совместного заявления о разводе супругами, не имеющими несовершеннолетних детей?

Нет, поскольку российским законодательством такие исключения не предусмотрены.

11. Как проживающий в России российский гражданин (гражданка) может расторгнуть брак с иностранным гражданином, если брак был заключен компетентными органами иностранного государства по законодательству этого государства?

В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 15.11.1997 г. № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" государственная регистрация расторжения брака производится органом записи актов гражданского состояния по месту жительства супругов (одного из супругов) или по месту государственной регистрации заключения брака.

12. Может ли консульское учреждение Российской Федерации зарегистрировать перемену имени лицу, старше 14 лет, но не достигшему совершеннолетия, без согласия его родителей. Может ли такое согласие дать один из его родителей?

В соответствии с пунктом 3 статьи 58 Федерального закона от 15.11.1997 г. № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" перемена имени лицом, не достигшим совершеннолетия, производится при наличии согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия — на основании решения суда, за исключением случаев приобретения лицом полной дееспособности до достижения им совершеннолетия в порядке, предусмотренном законом.

13. Как можно изменить присвоенную при регистрации рождения фамилию ребенку, не достигшему возраста 14 лет, на фамилию другого родителя?

В соответствии с пунктом 4 статьи 58 Федерального закона от 15.11.1997 г. № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" перемена имени лицу, не достигшему возраста четырнадцати лет, а также изменение присвоенной ему фамилии на фамилию другого родителя производится на основании решения органа опеки и попечительства в порядке, установленном статьей 59 Семейного кодекса Российской Федерации.

14. Где граждане, зарегистрировавшие в консульском учреждении Российской Федерации акты гражданского состояния, могут получить повторные свидетельства?

Повторные свидетельства о регистрации акта гражданского состояния могут быть получены:

- в течение календарного года с момента государственной регистрации акта гражданского состояния в том Российском консульском загранучреждении, где проводилась регистрация;

- по истечении календарного года с момента государственной регистрации акта гражданского состояния в Российском консульском загранучреждении для получения повторного свидетельства о регистрации акта гражданского состояния для граждан, проживающих на территории Российской Федерации, необходимо обращаться в архивно-информационный отдел Управления ЗАГС г. Москвы, а для граждан, проживающих на территории иностранного государства, для истребования повторного свидетельства о регистрации акта гражданского состояния с территории России — в Российское консульское загранучреждение.