Новости Посольства

Назад

Посол России в Южной Осетии М.М.Кулахметов: дипломатическими средствами продолжаем закреплять новые политическиереалии в Закавказье после августа 2008 года

Нападение режима М.Саакашвили на Южную Осетию в августе 2008 г. сталокульминацией многолетней насильственной политики Тбилиси, не оставило югоосетинскому народу иного выбора, кроме как обеспечивать свою безопасность и право на существование через самоопределение в качестве независимого государства. Признание независимости республики Российской Федерацией перевело отношения между нашими странами в плоскость межгосударственных отношений. Их международно-правовое оформление состоялось 9 сентября 2008 г., когда министры иностранных дел России и Южной Осетии произвели обмен нотами об установлении дипломатических отношений.

Через несколько дней после установления дипотношений, 17 сентября 2008 г., был сделан другой важный шаг –в Москве был заключен двусторонний договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, определивший приоритеты и ключевые направления отношений между двумя странами. Накануне, 16 декабря 2008 г., Президент РЮО Э.Д.Кокойты принял верительные грамоты Посла Российской Федерации в Южной ОсетииЭ.К.Каргиева.Посол РЮО в Москве Д.Н.Медоев вручил верительные грамоты Д.А.Медведеву 16 января 2009 г. В том же году состоялся и обмен посольствами России и Южной Осетии.

Накануне подписанияэтого базового документа югоосетинскую столицу с рабочим визитом посетил Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров.Состоялись его переговоры с Президентом Э.Д.Кокойты и министром иностранных дел М.К.Джиоевым. Вспоминаются слова, сказанные тогда главой российского МИДа при обсуждении вопроса открытия российского посольства в РЮО: «Здесь в Цхинвале живого места нет».Было решено разместить российскую дипмиссию во временном помещении, поскольку жилых зданий не хватало жителям города.

11 октября 2010 г. С.В.Лавров встретился в Москве с тогдашним Министром иностранных дел Южной Осетии М.К.Джиоевым (было подписано соглашение об условиях размещения дипломатических представительств России и Южной Осетии), а 25 апреля 2011 г. посетил с Цхинвал. В ходе этого рабочего визита было заключено межправительственное соглашение об учреждении и условиях деятельности информационно-культурных центров – важнаявеха на пути развития культурных и гуманитарных связей между нашими странами.

Упомянутые события стали отправной точкой для перевода исторически обусловленных и проверенных веками связей на качественно новую основу,изменились формы сотрудничества, были сформированы двусторонниемеханизмы и органы по всем направлениям двустороннего сотрудничества.

В сентябре2008 г. было заключено Соглашение между Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Парламентом Республики Южная Осетия. Создана двусторонняя межпарламентская комиссия по сотрудничеству, заседания которой проводятся два раза в год. В июне2012 г. создана Межведомственная комиссия по вопросам развития сотрудничества с Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия, образовано Управление Президента Российской Федерации по социально-экономическому сотрудничеству с государствами – участниками СНГ, Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия. 21 марта 2012 г. Указом Президента Российской Федерации глава Республики Северная Осетия-Алания Т.Д.Мамсуров назначен специальным представителем Президента России по Южной Осетии.Важнейшим достижением наших стран стало подписание 18 марта 2015 г. межгосударственного договора о союзничестве и интеграции.

В сжатые сроки былисозданы и двусторонниеинструменты для оказания Российской Федерациеймасштабного социально-экономического содействия Южной Осетии. Осуществлен Комплексный план восстановления жилья, объектов социальной назначения и жилищно-коммунального хозяйства, энергоснабжения, связи, массовых коммуникаций, образования и здравоохранения, сельского хозяйства и транспорта Республики Южная Осетия. Выполнена Инвестиционная программа развития Южной Осетии на 2015-2017 гг. реализуется инвестпрограмма на 2018-2019 годы. Текущая финансовая помощь из федерального бюджета России способствует формированию доходной части бюджета республики.

Таким образом,за короткий по историческим меркам срок нам совместно с югоосетинскими друзьями удалось реализовать комплексные задачи по обеспечению стабильности и безопасности республики, ее социально-экономического возрождения и социального благополучия. Все это стало возможным во многом благодаря четкой внешнеполитической координациии слаженной работы МИДов наших стран, создавшимусловия для поступательного развитияроссийско-югоосетинского политического диалога на всех уровнях.

В течение минувшего десятилетия создана солидная договорно-правовая база двусторонних отношений, которая сейчас насчитывает около 130 документов.В рамкахдинамично развивающегося взаимодействия с Южной Осетией по линии субъектов Российской Федерации внешнеполитические ведомства наших стран непосредственно задействованы в процессе подготовки и подписания двусторонних документов, обеспечивают ихмеждународно-правовую оценку. На основе разноплановых секторальных соглашений, в выработке которых участвовали помимо профильных ведомств и министерства иностранных дел, ведетсямасштабная практическая работа, направленная на создание предпосылок для самостоятельного социально-экономического развития республики.

Активно на всех уровнях с югоосетинскими партнерами согласовываем переговорные позиции в рамках общих международных площадок,дипломатическими средствами продолжаем закреплять новые политическиереалии в Закавказье после августа 2008 года.В сфере обеспечения мира и безопасности в регионе еще немало вызовов и проблем. Главной из них остается реваншистская политика Тбилисии сохраняющаяся реальная перспектива рецидива силовых действий со стороны «южных соседей». Грузинское руководство, как представляется, не собираются отказываться от планов по насильственному восстановлению пресловутой территориальной целостности Грузии.

Основными внешнеполитическими направлениями нашего взаимодействия с Цхинвалом считаем оказание всесторонней поддержки РЮО в вопросах международного признания и содействия переговорному процессу в рамках Женевских дискуссий по безопасности и стабильности в Закавказье.Наша четкая позиция – никоим образом не поступаться принципом сохранения суверенитета и территориальной целостности Южной Осетии.

Напомню, что новый статус республики диктовал в 2008 г. необходимость пересмотра существовавших договоренностей, достигнутых в результате событий 1991-1992 гг., в частности, в отношении действовавшей на территории РЮО миссии ОБСЕ. В этой связи С.В.Лавров, находясь с визитом в Цхинвале в сентябре 2008 г., сказал: «Россия является членом ОБСЕ. И в этом качестве мы гарантируем, что ни один вопрос, касающийся Южной Осетии, не будет в ОБСЕ более обсуждаться в отсутствие представителей Цхинвала».

Данный переговорный формат обеспечивает прямое взаимодействие Южной Осетии и Абхазии с западными партнерами и международными структурами.Действуя исключительно в международно-правовом поле с использованием дипломатических инструментов, мы и наши югоосетинские партнеры успешно используем ее для нейтрализации деструктивного подхода грузин и их западных кураторов к решению проблем. В то же время не забываем о необходимых мерах по укреплению безопасности в регионе, что,следует отметить,весьма раздражает наших западных собеседников в Женеве.Они постоянно ставят нам в упрек проведение военных учений на территории Южной Осетии, забывая о постоянно проводимых на грузинской территории и в акватории Черного моря натовских маневрах с явномилитаристским и провокационным подтекстом, который отмечают даже западные СМИ. 

Именно поэтому мы настойчиво говорим в Женеве о необходимости заключения с Южной Осетией и Абхазией юридически обязательных документов о неприменении силы, которые должны содержать четкие гарантии безопасности народов молодых республик. Последовательно доносим также мысль о необходимостиотказа от поставок в Грузию наступательных видов вооружения. Добиваемся, чтобы международное сообщество было едино в этом вопросе, признало новые геополитические изменения, сложившиеся в Закавказье после августовских событий 2008 года.

На границеЮжной Осетии сГрузиейбыл создан и с 2009 г. регулярно работает механизм по предотвращению и реагированию на инциденты (МПРИ). Это достаточно действенный инструмент стабилизации обстановки в приграничных зонах, обмена информацией и снятия напряженности. Доказала свою эффективность и круглосуточная «горячая линия». Однако и в формате Механизма грузинская сторона всякий раз пытается примерить на себя роль «жертвы агрессии».

Тбилиси по-прежнему действует путем ультиматумов и пропагандистских ухищрений не только на международных площадках.Достаточно примеров массированного воздействия на публичное мнение при помощи фейковых вбросов и явных фальсификаций. Чего стоят, к примеру, развернутая Тбилиси информационная кампания в связи с 10-летием трагических событий августа 2008 г., а также лозунги о необходимости принятия Грузии в НАТО с целью сдерживания «агрессивной» политики России или же создание по периметру границы с РЮО «музеев оккупации».

В целом, как показывает практика работы в Женеве и в формате МПРИ, в Тбилиси пока не заинтересованы в конструктивном урегулировании имеющихся проблем на югоосетинском треке. На протяжении долгого времени мы наблюдаем его настойчивое стремление играть «в одни ворота», не учитывая интересы Цхинвала. Прикрываясь лицемерными заявлениями о якобы готовности к диалогу, грузинские власти старательно насаждают в обществе образ врага в лице России, настойчиво искореняя все, что веками нас объединяло.Эта тенденция, к слову, усиливается по мере приближения к президентским выборам в Грузии в октябре этого года.

В том же духевыстраиваются усилия по проталкиванию из года в год в ООНнабившей оскомину резолюции и о положении внутренне перемещенных лиц и беженцев. Этими своими действиями грузины дискредитируют свои заявления об открытости и реальной готовности обсуждать проблемы безопасности и стабильности. 

Резюмируя, хотелось бы отметить, что достигнутый нами с югоосетинской стороной высокий уровень внешнеполитического взаимодействия стал плодом кропотливой работы дипломатов наших стран в столицах. Действительно, в ежедневном режиме ведутся рабочие встречи и консультации по самым разным аспектам двустороннего сотрудничества.

Отрадно видеть положительной результат наших общих усилий по защите интересов РЮО на международной арене, успехи югоосетинской дипломатии в развитиимеждународных контактов, культурных и гуманитарных связей с общественностью западных стран. Без сомнения, потенциал процесса признания республики международным сообществом далеко не исчерпан: здравый смысл и историческая правда в итоге возобладают. И этому не в состоянии помешать ни Грузия, ни ее союзники на Западе.